Компания "Консультант Плюс Белгород" » О компании » Новости компании » Эксплуатация сверхлегких воздушных судов их владельцами в отсутствие сертификата летной годности недопустима

Эксплуатация сверхлегких воздушных судов их владельцами в отсутствие сертификата летной годности недопустима

На территории г. Белгорода и области проживает немало владельцев дельталетов и самолетов, у каждого должен быть сертификат летной годности на воздушное судно.

Возможна ли эксплуатация воздушного судна, если сертификат летной годности на него отсутствует или срок действия сертификата истек?

В соответствии со ст. 2 Воздушного Кодекса РФ (далее - ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из указанного Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 ВК РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, которым в соответствии с Постановлением Правительства РФ  от 30.07.2004  № 396 «Об утверждении положения о федеральном агентстве воздушного транспорта» является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация),  в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат в том числе гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации. Также статья 8 Воздушного кодекса РФ определяет, что проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2  ст. 35 ВК РФ летная годность гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта -  это состояние гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, при котором они соответствуют типовой конструкции и способны обеспечивать их безопасную эксплуатацию. Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и физическими лицами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке и эксплуатации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов.

В соответствии со ст. 36 ВК РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды.

Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.

Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 года № 132 утверждены федеральные авиационные правила «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедура сертификации» (далее - ФАП-132), раздел II которых содержит правила проведения сертификации воздушного судна.

В силу п. 1 ФАП-132 экземпляр гражданского воздушного судна допускается к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности.

Согласно п. 4 ФАП-132 указанный нормативный акт обязателен для физических лиц при допуске к эксплуатации и поддержании летной годности экземпляров воздушного судна.

В соответствии с п. 8 ФАП-132 заявитель – владелец воздушного судна  подает заявку на сертификацию экземпляра ВС в уполномоченный орган в области гражданской авиации, которым является Росавиация, или его территориальный орган для Белгородской области - это Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта центральных районов (МТУ ВТ ЦР), расположенное в г. Москве. Заявитель отвечает за достоверность представленных в заявке сведений.

Заявка должна быть подана в сроки, предварительно согласованные с уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом, но не позднее, чем за 35 календарных дней до даты окончания действия сертификата летной годности (даты начала эксплуатации) экземпляра ВС.

Согласно п. 9 ФАП -132  уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган в двухнедельный срок уведомляет заявителя о принятии к рассмотрению или мотивированном отказе в принятии заявки на сертификацию экземпляра ВС (в случае, если не в полном объеме представлена документация или ее качество не позволяет провести оценку соответствия экземпляра ВС установленным требованиям).

В соответствии с п. 10 – ФАП-132 при положительном решении уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган привлекает в установленном порядке научную или иную организацию для выполнения работ по оценке соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям (далее - привлекаемая организация).

Заявитель предъявляет экземпляр ВС привлекаемой организации для проведения работ по оценке соответствия экземпляра ВС установленным требованиям.

Экземпляр ВС и его документация, а также материалы заявителя (акты, справки, отчет о контрольном полете и др.), подтверждающие соответствие летной годности экземпляра ВС установленным требованиям, должны быть подготовлены для выполнения программы проведения работ по оценке соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям (далее - программа).

Согласно  с п. 13-ФАП 132 по результатам выполнения программы привлекаемая организация оформляет заключение по оценке соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям. Привлекаемая организация при положительных выводах указанного заключения формирует комплексное заключение, которое передает   заявителю и в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган.

После этого уполномоченный орган в области гражданской авиации  (Росавиация) или его территориальный орган принимает решение о выдаче заявителю сертификата летной годности экземпляра ВС.

При этом в соответствии с п. 14 ФАП-132 в случае признания летной годности экземпляра ВС несоответствующей установленным требованиям уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган выдает заявителю решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин и второй экземпляр заключения.

Сертификат летной годности  в соответствии с п. 15. ФАП-132 выдается (продлевается) на период действующих сроков службы (ресурсов) экземпляра ВС, но не более чем на два года. Продление сертификата летной годности производится в порядке первоначального получения сертификата летной годности.

Как предусматривают ФАП-132 заявитель (держатель сертификата летной годности), осуществивший изменения конструкции экземпляра ВС, его компонентов или эксплуатационной документации, извещает уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган об этих изменениях и предъявляет экземпляр ВС для оценки соответствия согласно Правилам.  Заявитель (держатель сертификата летной годности) своевременно выполняет процедуры регистрации экземпляра ВС, предоставляет возможность проведения инспекционного контроля летной годности экземпляра ВС и обеспечивает поддержание летной годности экземпляра ВС путем:  технического обслуживания и ремонта экземпляра ВС в соответствии с эксплуатационной документацией, учета и устранения отказов, неисправностей и повреждений, возникающих при эксплуатации экземпляра ВС;  своевременного выполнения требований нормативных документов, касающихся поддержания летной годности.

Заявитель (держатель) сертификата летной годности незамедлительно информирует уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган, выдавший сертификат летной годности, об инцидентах и авиационных происшествиях.

Из всего изложенного можно сделать один вывод, что эксплуатация воздушных судов, не имеющих сертификата летной годности либо с истекшим сроком действия такого сертификата  недопустима.

При выявлении воздушных судов, на которые отсутствуют сертификаты летной годности, их эксплуатация может быть запрещена в судебном порядке до получения сертификатов летной годности. Только в 2015 году по исковым заявлениям Белгородской транспортной прокуратуры суды запретили до получения сертификатов летной годности эксплуатацию 10 воздушных судов, принадлежащим жителям г. Белгорода и области.

 

Помощник Белгородского транспортного прокурора Смотрова Ю.В.